История

Калужский областной краеведческий музей – один из старейших в России.

 Он был открыт 20 апреля (по ст. стилю) 1897 г. в здании памятника архитектуры XVII века - палатах купцов Коробовых. Экспозицию Губернского исторического музея составляли пять витрин с археологическими находками, нумизматикой, бытовыми предметами. Возможность посещения музея была ограничена двумя днями в неделю. За один год музей посетили 500 человек.

 

Руководители музея И.Д.Четыркин, А.И.Мартынович - Лашевский, П.А. Трейтер, В.И.Ассонов приобрели и сохранили для будущих поколений письма А.С.Пушкина, позже переданные в музей А.С.Пушкина в Москве, с 1900 г. в музее хранится перо Н.В.Гоголя. В 1904 г. в музее хранилось уже около 1000 предметов, а в 1915 г. известный калужский краевед Д.И.Малинин, работающий заведующим библиотекой, уже составил опись 1200 предметов.

 

В 1918 г. музей перешел в ведение добровольного “Калужского общества древностей и охраны художественных произведений”, но в этом же году был передан в подчинение Губернскому отделу народного образования, как “Губернский исторический музей”, который получает охранную грамоту.

 

Второе, нынешнее здание музея – усадьба Золотарева, было национализирована в 1919 году. После долгих и упорных ходатайств 30 июля 1922 года усадьба (главный дом) был передан музею. К пятой годовщине Октябрьской революции  – 7 ноября 1922 г. был открыт исторический музей.

 

В 1924 г. в состав музея вошли Городской музей "На благое просвещение" им. А.А. Рыжичкина, основанный в 1914 г.  и художественный, созданный в 1918 г. Этот объединенный музей в 1925 г. был передан отделу Главнауки в составе трех отделов: естественноисторического, исторического и художественного, разместившихся в трех отдельных зданиях.

 

С 1931 г. музей стал называться краевым базовым государственным музеем. Централизация положительно сказалась на деятельности музея: расширились экспозиционные площади, увеличилось количество экспозиционных тем, возросло число экспонатов. Рост числа коллекций фондов был также связан с передачей музею имущества церквей и монастырей, предметов из имений. В 1939 г. фонды музея насчитывали 10 тыс. предметов.

 

Самый трудный период в деятельности музея связан с Великой Отечественной войной. Несмотря на исключительно трудные условия работы – подготовку к эвакуации, использование залов другими организациями, резкое сокращение числа сотрудников, отсутствие необходимой материальной базы, холод в залах, затемнение, музей не прекращал своей работы. За годы войны музей был закрыт для посетителей 10 месяцев, не работал как музей только 78 дней (период оккупации). Экспонаты эвакуировать не удалось. На  протяжении 1942 – 1943 гг. администрация и сотрудники музея возвращались к актам и подсчетам нанесенного ущерба. Протокол № 2/11 комиссии Академии архитектуры СССР по охране и восстановлению архитектурных памятников Калуги от 4 апреля 1942 г. в пункте №11 отметил: “Фашистскими вандалами частично разграблены (около 10% экспонатов) коллекции Историко-краеведческого городского музея, размещенного в одном из лучших домов эпохи классицизма конца XVIII в.”

 

Образование в 1944 г. Калужской области внесло поправки в планы музея. Музей приобрел статус областного.

 

В 1945 г. в музее хранилось 7 712 экспонатов, экспонировалось 2 413.

 

С февраля 1942 г., за  военные и послевоенные годы, была собрана богатейшая коллекция материалов об Великой Отечественной войне. Вовлечение в краеведческую работу широких слоев населения привело к созданию в 50-60-х гг. в районах области музеев на общественных началах. Многие из них носили военно-исторический профиль, а 6 стали филиалами областного музея. На сегодняшний день Калужский областной краеведческий музей насчитывает в своем составе 10 филиалов по области.

 

Коллекционный фонд музея формировался более ста лет и сейчас насчитывает свыше 100 тыс. единиц только основного фонда, систематизированного в коллекции «Археология», «Живопись, графика и скульптура», «Фото и негативы», «Редкие книги и документы», «Металл», «Драгметаллы», «Дерево», «Стекло и фарфор», «Ткани», «Оружие и вооружение», «Научно-естественная», «Энтомология», «Филумения», «Нумизматика», «Прочие».

 

В 1982 году коллекционный фонд музея, оформленный в научно-экспозиционных комплексах, был удачно вписан в художественное решение интерьеров дома. Труд научных сотрудников и художников г. Ленинграда В.М. Пискунова и М.И. Кудрявцева получил высокую оценку музееведов и посетителей музея.

 

Городская усадьба И.М. Золотарева, купца первой гильдии, стала украшением провинциальной Калуги в начале XIX века (1805-1808 гг.). Она величественно выросла на холме Завершья, чтобы сквозь уходящие века остаться в памяти и преследовать воображение многих поколений калужан и гостей города.

 

Главный дом усадьбы долгое время именовался дворцом и считался самым богатым в Калуге. Талантливый зодчий поставил его по красной линии улицы и украсил горельефами на темы древнегреческого эпоса: "Спор богинь", "Суд Париса", "Жертвоприношение". Въездные арки с колоннами, кружевной узор ворот и кованые фонари придали дому торжественный вид. Через ворота просматриваются дворовые постройки: каретник и парадный жилой флигель. Двор замыкает крытая галерея с двойной колоннадой тосканского ордера, поставленной на белокаменную террасу. Романтизм уютного усадебного двора, наделенный архитектурным изяществом галереи, усиливается своенравием погодных контрастов: он сверкает красотою солнечным утром и становится мрачным, охваченный дождем и небом с грозовыми облаками.

 

Особое художественное богатство усадьбы составляют живописные интерьеры главного дома. Известные российские архитекторы, подчеркивая особенности золотаревского дворцового сооружения, находят в архитектурной обработке интерьеров тесную связь с интерьерами московских особняков, построенных архитекторами школы М.Ф. Казакова в конце XVIII - начале XIX веков. Отделочными работами в золотаревском доме руководил итальянец С.П. Кампиони, которому в Москве принадлежала мастерская, пользовавшаяся заслуженной славой.

 

Из парадных сеней первого (хозяйственного) этажа на второй этаж ведет парадная лестница, переходящая с одного на два марша. По замыслу архитектора приемной начинается анфилада южных комнат. Вход в парадные залы из приемной комнаты украшен стройными колоннами искусственного лиловатого мрамора. В интерьерах парадных комнат достигнут синтез изобразительных искусств – архитектуры, скульптуры, живописи. Живописным панно в духе знаменитого французского художника XVIII века Гюбера Робера с изображением романтического пейзажа с рощей, водопадом, античными руинами, украшен танцевальный зал. Лепные барельефы "Времена года", "День", "Ночь" в нишах над окнами и дверными проемами придают залу еще большую торжественность.

 

Не менее нарядна большая гостиная. Ее стены обтянуты голубым штофом, вставленным в золотые рамы. Иллюзию купола создает перспективная роспись кессонами слегка вогнутого плафона потолка. Узкие зеркала, украшенные пышной резьбой, вмонтированы в плоскость обеих угловых печей. Отражая убранство гостиной, зеркала зрительно увеличивают ее размеры и усиливают великолепие интерьера.

 

Следование гостей по парадным интерьерам предусматривало смену впечатлений, создаваемых декоративными средствами, например, скульптурными вставками сценок из жизни Амура. За парадной спальней следует боскетная, расписанная под обвитую зеленью беседку. Каждый из парадных залов в XIX веке предполагал развернутое в пространстве действие: обеды и балы, приемы и беседы, чтение книг и музицирование, наслаждение произведениями искусства. "Дом сей (был) осчастливлен (посещением) его Императорским величеством Великим князем Николаем Павловичем в 1816 году с 29 июля по 1 августа, Александром I   2-3 сентября 1816 г., Михаилом Павловичем 4-8 ноября 1817 г."

 

В конце XIX века дом перешел от семьи Золотаревых к наследникам - купцам Черновым, позднее, в 1884-1885 гг., продан Е.И. Кологривовой. В 1922 году дом и усадьба, представляющие ценный художественный памятник прошлого, были переданы губернскому историческому музею, основанному в 1897 году. Коллекционный фонд музея формировался более ста лет и сейчас насчитывает свыше 100000 экспонатов. В нем представлены портреты калужских дворян и купцов, гравюры XVIII века. В коллекции фарфора и фаянса собраны замечательные образцы русских и западноевропейских фабрик прошлых столетий. Особую ценность представляют предметы восточного фарфора. Музей обладает разнообразными образцами оружия XVI – первой половины XX веков. В коллекции тканей собраны уникальные предметы крестьянского костюма с традиционной калужской вышивкой "цветная перевить".

 

В 1982 году коллекционный фонд музея, оформленный в научно-экспозиционных комплексах, был удачно вписан в художественное решение интерьеров дома. Труд научных сотрудников и художников СПб В.М. Пискунова и М.И. Кудрявцева получил высокую оценку музееведов и посетителей музея.

 

В четырех комнатах первого этажа со сводчатыми потолками располагается отдел природы. Красочные диорамы и биогруппы знакомят с растительным и животным миром Калужского края в разное время года. Оригинально на стилизованном дереве представлены птицы. В завершающем зале отдела природы в биогруппе с круговым обзором представлен смешанный лес и его обитатели: лось, благородный олень, кабан, бурый медведь, рысь.

 

Одиннадцать залов второго этажа занимает отдел истории. Знакомство с историей края начинается с эпохи первобытнообщинного строя, представленного многочисленными археологическими находками. О высоком уровне культуры древних городов калужской земли свидетельствуют височные кольца, перстни, браслеты, шейные гривны, литейные формочки для первых христианских нательных крестов. "Муравленные" изразцы, предметы кузнечного производства, резная мебель, шитье с вышивкой "цветная перевить", парадные крестьянские и купеческие костюмы составляют экспозицию музея. Поражают изящным орнаментом серебряные изделия известного калужского мастера М. Золотарева. Эпоха Петра I представлена деятельностью первых промышленных предприятий. Подлинная геральдика губернского города и двенадцати его уездов ярко характеризует особенности исторического развития Калужского края. Здесь же экспонируются часы, подаренные Екатериной II при открытии Калужского наместничества (1777 г.). Нашли свое отражение в экспозиции события Отечественной войны 1812 года на территории губернии. Культурная жизнь второй половины XIX века представлена материалами о жизни и творчестве классиков русской литературы, приезжавших на Калужскую землю: Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, И.С. Тургенева и др.


НОВОСТИ

Путешествие в мир кукол
Калужский объединённый музей-заповедник приглашает на выставку «Путешествие в мир кукол» ...

23 февраля в музее
Калужский объединённый музей-заповедник поздравляет всех с праздником 23 февраля и приглашает посети...

Афиша детских интерактивных субботних занятий
Афиша детских интерактивных занятий Калужский объединенный музей-заповедник Приглашает детей, родителей и у...

Стояние на Угре
Программа военно-исторического праздника «Великое стояние на реке Угре» Дата проведени...

Музей-заповедник "Полотняный Завод"
body { background: #FFF; }   Уважаемые посетители!  Приглашаем Вас посетить новый сайт му...

Персонализация
Сделано в РА «Акцент»

© 2007 Калужский областной краеведческий музей
Калуга, ул. Пушкина, 14, усадьба Золотарева
Тел.: +7 (4842) 74-40-07